При тонировании изображения ферроцианидом меди или урана плотность и контраст увеличиваются в результате увеличения копировальной плотности. В течение долгого времени тонирование ураном было лучшим методом усиления негативов со слабыми деталями в тенях, но хинон-тиосульфатный усилитель в этом отношении лучше, так как с ним: 1) степень усиления больше, 2) изменение цвета изображения менее заметно и 3) изображение более стабильно.
Плотность и контраст негатива могут быть увеличены путем изготовления дубль-негатива или ослаблены путем изготовления позитива и применения его как маски при печати.
Было описано много методов усиления, основанных на превращении серебра изображения в протраву для основных красителей и на замене первоначального серебряного изображения на изображение, состоящее из красителя, но эти методы не нашли широкого применения. Хотя эти методы претендовали на то, что они дают меньшую зернистость по сравнению с другими способами усиления, это преимущество указанных методов не было подтверждено количественными экпериментальными данными.
1. Методы, основанные на добавлении серебра к изображению. Эти методы используют так называемый физический проявитель, который отлагает металлическое серебро на изображении из раствора, содержащего растворимую серебряную соль и проявляющее вещество в кислом или щелочном растворе. Проявляющее вещество восстанавливает серебряную соль до серебра, которое отлагается на серебряных зернах изображения, действующих, как зародыши, в результате чего возрастают оптические плотности.
2. Методы, основанные на добавлении соединения серебра или другого металла, например хрома или ртути. Усиление хромом заключается в том, что сначала производят отбеливание изображения в кислом растворе бихромата. Далее следует проявление обычным проявителем, который восстанавливает хлористое серебро до металлического; увеличение оптических плотностей происходит за счет того, что на изображении откладываются также соединения хрома.
При ртутном усилении изображение сначала отбеливается в растворе хлорной или бромной ртути, затем производится чернение раствором или а) сульфита натрия, или 6) аммиака, или в) оксалата железа, или г) аргентацианида калия.
3. Методы, в которых масса осадка остается в основном неизменной, но непрозрачность его увеличивается. Если негатив отбеливается в окисли¬теле, например в растворе красной кровяной соли и бромистого калия, и за¬тем проявляется в сернистом натрии (так называемое сульфидное тонирование), копировальная оптическая плотность и контраст негатива увеличиваются вследствие его окраски в желто-коричневый цвет, пропускающий меньше сине-фиолетовых лучей, активных для фотографических бумаг. Этот способ иногда называют оптическим усилением.
Отношение визуальной оптической плотности к фотографически эффективной плотности называется коэффициентом селективности или цветовым индексом. Чем больше разница между визуальной и фотографической плотностями, тем больше цветовой индекс.
Почти все методы усиления дают некоторое изменение цвета изображения, причем степень изменения зависит 1) от метода усиления, 2) от зернистости изображения и 3) от степени усиления. При усилении серебром изменение цвета обычно ничтожно мало (цветовой коэффициент равен 1,0), очень мало оно и при усилении хромом или хлорной ртутью, если проявление производится в метолгидрохиноновом проявителе (цветовой коэффициент соответственно 1,01 и 1,05). Цвет изображения, однако, становится более коричневым, если процесс провести повторно. Усиление с указанным изменением цвета происходит в случае тонирования сернистым натрием (цветовой коэффициент 1,60); изменение цвета происходит также при усилении йодной ртутью с последующим проявлением парааминофенолом (цветовой коэффициент 1,40) и при урановом усилении (2,52).
Без предварительных опытов трудно определить степень усиления, если цветовой коэффициент велик, и, вообще говоря, предпочтительнее иметь дело с процессом, не имеющим этого недостатка.