Маскирование. Хотя маскирование широко применяется в трехцветной печати, в черно-белой фотографии оно остается малоизвестным. Маскирование может осуществляться в целях: 1) уменьшения интервала плотностей негатива в соответствии с используемой фотобумагой, 2) увеличения кажущейся резкости изображения путем увеличения контраста деталей без изменения контраста фотоотпечатка в целом и 3) выравнивания контраста и проработки деталей в области ярких светов.


Первоначально методы маскирования применялись в качестве средства регулирования величин тонов изображения, а не для исправления негатива, и использовались резкие маски. В процессе Пирсона, например, с оригинального негатива делается несколько масок путем печати на пленку. Экспозиция при этом варьирует таким образом, что одна маска включает только теневые части, вторая — тени и средние тона, а третья — все, кроме светов изображения. Маски совмещаются с негативом и с одного края прикрепляются внизу стекла печатного станка липкой лентой, так, что одна или несколько масок могут быть наложены на негатив при печати. Затем, если бумага прикреплена вдоль одной стороны стекла, возможно, изменяя экспозицию при использовании различных масок и комбинаций масок, в значительной степени регулировать отношения тонов изображения. Процесс, однако, не получил широкого распространения вследствие громоздкости и экспериментальных трудностей совмещения масок и изображения.


Нерезкие маски изготавливают, помещая лист целлулоида или стеклянную пластинку между негативом и пленкой и экспонируя рассеянным светом. Применение их не связано с трудностями совмещения, характерными для резких масок, и дает практичный метод модуляуии освещения негатива для регулирования величины тонов отпечатка.


Для изготовления нерезких масок должны применяться относительно малоконтрастные эмульсионные слои. Расстояние между негативом и эмульсионным слоем при изготовлении маски зависит от объекта съемки, от размера негатива и от желательных результатов. Маски, полученные с тонким прокладочным материалом, таким, как листы ацетата толщиной 0,003, относительно резки и могут привести к краевым эффектам или эффектам контура в случае объектов большого контраста. Вообще толщина прокладочного материала, и поэтому нерезкость маски, должна быть тем больше, чем больше контраст объекта.


Для того чтобы избежать эффектов контура, маски должны быть экспонированы диффузным светом. Если используется печатный станок, диффузность света достигается при помощи опалового или матового стекла, кальки или другого материала, хорошо рассеивающего свет. Если же используется печатная рамка, то материал, рассеивающий свет, должен быть помещен сверх рамки по меньшей мере на расстоянии 2,5 см от негатива или же экспонирование надо производить светом, отраженным от белой стены или от экрана.


Так как применение нерезких масок может повести к скрытым ошибкам совмещения, надо делать отметки для совмещения, так как потом будет трудно совместить расплывчатую маску с резким негативом.


Экспозиция и условия проявления маски определяются свойствами негатива, и точных указаний в этом отношении дать нельзя. В общем, сравнительно с негативом маска должна иметь меньшие плотности и контраст. Однако, если она должна изменять весь интервал почернений негатива, необходимы соответствующие меры, чтобы избежать недодержки и не получать совершенно прозрачных участков маски. Если же маска предназначается для действия только на часть изображения, она должна быть соответствующим образом экспонирована. Контраст маски определяется временем проявления; чем выше контраст позитивной маски, тем ниже контраст негатива в сочетании с маской и соответственно ниже контраст фотоотпечатка, полученного с такой комбинации негатива и маски.