Негативы, проявленные в неокрашивающем проявителе, например в метолгидрохиноновом, могут быть усилены путем отбеливания в растворе красной кровяной соли и бромистого калия, после чего должны быть проявлены в пирогаллоловом проявителе. Степень увеличения плотности и контраста зависит от интенсивности окраски изображения, что в свою очередь зависит от количества сульфита натрия в проявителе. Чем меньше сульфита, тем больше увеличение плотности после проявления. Усиление приблизительно пропорциональное, за исключением самых больших плотностей, и может быть увеличено путем повторения процесса.
 
Если отбеленное изображение тонировано сернистым натрием, достигается умеренная степень усиления, но, если нужно увеличить плотность, процесс нельзя повторить. Однако изображения из сульфида серебра можно усилить путем засветки после обработки в растворе сульфита натрия и нитрата серебра, но этот процесс сложнее обычных процессов усиления.

При тонировании изображения ферроцианидом меди или урана плотность и контраст увеличиваются в результате увеличения копировальной плотности. В течение долгого времени тонирование ураном было лучшим методом усиления негативов со слабыми деталями в тенях, но хинон-тиосульфатный усилитель в этом отношении лучше, так как с ним: 1) степень усиления больше, 2) изменение цвета изображения менее заметно и 3) изображение более стабильно.

Плотность и контраст негатива могут быть увеличены путем изготовления дубль-негатива или ослаблены путем изготовления позитива и применения его как маски при печати.
Было описано много методов усиления, основанных на превращении серебра изображения в протраву для основных красителей и на замене первоначального серебряного изображения на изображение, состоящее из красителя, но эти методы не нашли широкого применения. Хотя эти методы претендовали на то, что они дают меньшую зернистость по сравнению с другими способами усиления, это преимущество указанных методов не было подтверждено количественными экпериментальными данными.

 

1. Методы, основанные на добавлении серебра к изображению. Эти методы используют так называемый физический проявитель, который отлагает металлическое серебро на изображении из раствора, содержащего растворимую серебряную соль и проявляющее вещество в кислом или щелочном растворе. Проявляющее вещество восстанавливает серебряную соль до серебра, которое отлагается на серебряных зернах изображения, действующих, как зародыши, в результате чего возрастают оптические плотности.


2. Методы, основанные на добавлении соединения серебра или другого металла, например хрома или ртути. Усиление хромом заключается в том, что сначала производят отбеливание изображения в кислом растворе бихромата. Далее следует проявление обычным проявителем, который восстанавливает хлористое серебро до металлического; увеличение оптических плотностей происходит за счет того, что на изображении откладываются также соединения хрома.


При ртутном усилении изображение сначала отбеливается в растворе хлорной или бромной ртути, затем производится чернение раствором или а) сульфита натрия, или 6) аммиака, или в) оксалата железа, или г) аргентацианида калия.


3. Методы, в которых масса осадка остается в основном неизменной, но непрозрачность его увеличивается. Если негатив отбеливается в окисли¬теле, например в растворе красной кровяной соли и бромистого калия, и за¬тем проявляется в сернистом натрии (так называемое сульфидное тонирование), копировальная оптическая плотность и контраст негатива увеличиваются вследствие его окраски в желто-коричневый цвет, пропускающий меньше сине-фиолетовых лучей, активных для фотографических бумаг. Этот способ иногда называют оптическим усилением.


Отношение визуальной оптической плотности к фотографически эффективной плотности называется коэффициентом селективности или цветовым индексом. Чем больше разница между визуальной и фотографической плотностями, тем больше цветовой индекс.


Почти все методы усиления дают некоторое изменение цвета изображения, причем степень изменения зависит 1) от метода усиления, 2) от зернистости изображения и 3) от степени усиления. При усилении серебром изменение цвета обычно ничтожно мало (цветовой коэффициент равен 1,0), очень мало оно и при усилении хромом или хлорной ртутью, если проявление производится в метолгидрохиноновом проявителе (цветовой коэффициент соответственно 1,01 и 1,05). Цвет изображения, однако, становится более коричневым, если процесс провести повторно. Усиление с указанным изменением цвета происходит в случае тонирования сернистым натрием (цветовой коэффициент 1,60); изменение цвета происходит также при усилении йодной ртутью с последующим проявлением парааминофенолом (цветовой коэффициент 1,40) и при урановом усилении (2,52).


Без предварительных опытов трудно определить степень усиления, если цветовой коэффициент велик, и, вообще говоря, предпочтительнее иметь дело с процессом, не имеющим этого недостатка.